Поиск
  • Александр Диденко

У страха глаза велики.

Страх – это инстинкт самосохранения. Но в условиях бизнеса он оказывает дурную услугу – мешает трезво оценивать ситуацию и решительно действовать.

В предыдущих публикациях нами было подмечено, что очень часто собственнику тяжело осознавать, что над ним нависла катастрофа. От страха люди цепенеют и перестают рационально мыслить и принимать решения. Разобраться со страхами и научиться с ними бороться сложно, но можно и нужно. Возникает вопрос – как?


Страх – это инстинкт самосохранения. Но в условиях бизнеса он оказывает дурную услугу – мешает трезво оценивать ситуацию и решительно действовать.


Страхи собственника.


Страх 1. «Страх знать правду».


Как возникает этот страх? Очень часто признать проблемы для собственников равнозначно признаться в своей некомпетентности, а это удар по самолюбию и самооценке. Нередко, общаясь с ними и открывая занавес проблем, можно услышать в ответ: «Не может быть, у меня всё работало, ваша информация и прогноз неверные!!!». Такой собственник сначала не хочет и боится разбираться в ситуации, затем поняв, что она плачевна, начинает искать крайних, категорически отрицая свою главную роль в этом ворохе проблем. Ему трудно смириться с осознанием того, что именно он своим некомпетентным участием или безучастием позволил своей компании скатиться до критической отметки.

Только сильный предприниматель может принять такой удар и признать в первую очередь свои ошибки, а значит победить свой страх и переродиться. И это вызывает глубокое уважение.


Страх 2. «Страх потерять статус».


Он бьет по самому больному месту – чувству собственного достоинства. Страх потерять свое положение в обществе и круге общения, приводит к тому, что люди начинают себя обманывать, создавать у других иллюзии собственного благополучия, надеясь на чудо. Прилагаются большие усилия чтобы никто не узнал, что у него проблемы. Не дай бог все решат, что он неудачник.

Можно до последнего бегать от правды, с каждым днем (отчетным месяцем) усугубляя свое положение и, в итоге, все равно все потерять – и бизнес, и статус, и достоинство.

Только мудрый предприниматель способен понять, что потеря статуса в чьи-то глазах несравнима с потерей самого себя и своего бизнеса. Поверьте, окружение, достойное вас, всегда останется с вами, а лишние прилипалы просто отпадут.



Страх 3. «Страх потерять деньги и бизнес».


Испытывая этот страх, собственник может действовать иррационально, нанося удар, в первую очередь, по своим ресурсам. Истоки этого страха в основном лежат в детстве. Например, предприниматели старой закалки — это люди, сделавшие себя сами. С ранних лет они не хотели мириться с тем, что живут в семьях со средним или малым достатком. Их целью стало вырваться из этого круга, стать богатым, успешным и никогда больше не испытывать бедности. Именно эти люди еще в школе начали проявлять свои предпринимательские способности, продавая жевательные резинки, доставая джинсы, кроссовки и модные 80-90-е годы спортивные костюмы. У них первых открывались ларьки с продуктами или палатки на вещевых или бытовых рынках. И вот они вроде вырвались, и пришло вроде время воспользоваться плодами своих усилий, как вдруг все начало рушиться. Поменялся мир, поменялся рынок и подход к бизнесу, а они не поменялись. Нависла опасность все потерять.

В подобной ситуации требуется рациональное мышление, тут никак не проскочишь на авось. Но страх перед бедностью сковывает и не дает адекватно оценивать свои риски.

Только умный предприниматель способен понять, что терять все равно придется, вопрос только в том - сколько и на каком этапе? Этот страх легко побороть если рационально мыслить, опираясь на данные управленческого учета. Достаточно проиграть несколько негативных сценариев развития ситуации и выбрать самый выгодный.



Страхи руководителей и сотрудников.


Давайте признаем, положа руку на сердце, что наемный персонал тоже в первую очередь преследуют свои интересы. Сотрудников, как правило, не волнуют проблемы собственников. Большинство из них вряд ли проникнется и поймет причины кассовых разрывов в случае нехватки оборотных средств. Какой бы лояльной и сплоченной не была бы команда в период расцвета бизнеса, поверьте, приверженность исчезнет при угрозе элементарной задержки зарплаты.


Когда в компании начинаются изменения, то все участники бизнеса теряют почву под ногами. Возникает состояние неопределённости, которое пугает дальнейшими ухудшениями ситуации. Вот тут-то и проявляются страхи, бороться с которыми важно и нужно. Хочется отметить, что собственник компании играет в этой борьбе важную роль, так как выходить из кризиса он будет с этим персоналом, и то, насколько правильнее он создаст психологическую обстановку в коллективе, настолько продуктивнее будут все антикризисные изменения.


Страх 1. «Страх потерять должность».


Первым делом под «гнев» собственника попадает управление компании, а это - топ-менеджер, если собственник делегировал ему полномочия управления, и руководители среднего/нижнего звена.И тут одним из первых появляется страх, основанный на стремлении человека самореализоваться в карьере управленца – страх потери должности. Неважно, по каким причинам это может произойти. Важно то, как сотрудник будет действовать дальше и какие выводы из этого извлечет.

Страх потери должности не так велик, и его можно побороть. Каждый знает свой уровень компетентности и возможные причины снятия. И у сотрудника всегда есть выбор - уволиться и пойти в другую компанию, либо переоценить себя с точки зрения профессионализма, сделав работу над ошибками.

Поэтому, если такой страх присутствует, то он скорее всего не беспочвенен. Если сотрудник заранее проиграет сценарий своих действий в такой ситуации, то тревога исчезнет и все станет на свои места.


Страх 2. «Страх потерять деньги».


Это стандартный страх при кризисе в организации. Никто не хочет получать за свою работу меньше, но и работать больше обычного тоже огромного желания ни у кого нет.

Секрета нет, что если происходит сокращение премий персонала, то людям приходится снижать свои потребности. А у них квартира в ипотеку, автомобиль в кредит и много других затратных проблем. Страх того, что качество жизни ухудшится есть у всех.

Как бороться с этим страхом? Необходимо представить худшие его последствия и проиграть свои действия при них. Говорят, что кризис – это пора возможностей. А почему бы и нет? Всегда есть шанс не только вернуть свой уровень зарплаты, но и увеличить его при условии, если сотрудник готов взять на себя больше обязательств, повысить свою производительность и эффективность. И может даже получиться так, что проявленное усердие даст толчок либо его карьерному, либо его профессиональному росту в компании. По мере выздоровления компании все будет улучшаться, в том числе и уровни заработка, но уже с другим качеством труда.


Страх 3. «Страх увольнения».


В первую очередь этот страх возникает у сотрудников, которые и так понимают свой низкий уровень компетентности. Их вклад в требуемый результат минимальный.

Этот страх сопоставим со страхом потери денег, а также несет психологическую подоплёку в снижении собственной самооценки и уверенности в своем профессионализме.

Но он не смертелен. Нужно понять сотруднику, что увольнение дает ему толчок не только к саморазвитию и образованию, но и возможность к изменению своего жизненного пути. Если работник сделает работу над ошибками, найдет свои слабые стороны, которые стали причиной увольнения, то ему легко будет проиграть сценарий своих действий после этого события, расписав все по шагам.



Все выше сказанное позволяет сделать один обобщающий вывод: чтобы избавиться от страхов или снизить порог беспокойства, требуется как можно раньше понять для себя, какими будут ваши действия, если любой из ваших страхов начнет вас подавлять. Страх перестает быть значимым, если переживаешь его заранее, разработав модель своего поведения и построив стратегию выхода из кризисной ситуации с минимально возможными потерями.


В заключении публикации о страхах, хотелось бы заметить, что в кризисной ситуации потери несут все и собственник, и сотрудники. Сокращение персонала, снижение зарплаты, усложнение условий труда неминуемы и при этом собственнику необходимо стараться поддерживать работоспособность компании на прежнем уровне. Для это нужна психологическая подготовка персонала, которая создаст благоприятную почву для дальнейших перемен и поможет избежать неадекватных реакций со стороны сотрудников.


Поэтому в следующих публикациях мы поговорим об очень важных моментах, наличие которых обязательно перед началом всех антикризисных изменений — это МИТИНГ ПРАВДЫ и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ.


До новых встреч на страницах наших публикаций!

Просмотров: 0

CRISISNET

Ростов-на-Дону,

ул. Доватора, 142А

©2019 CRISISNET. Сайт создан на Wix.com